febb: (Default)
[personal profile] febb
Слушаю Веллера "Перпендикуляр". Я совсем не его поклонник. Но пожалуй он прав. Литература благополучного времени (последние 50 лет), когда человечество обходится без мировых войн, чем весьмам само на себя не похоже, зажралась здоровым, нормальным образом человека. И он ей опротивел, как слишком правильная любовница. Несмотря на то, что 90% людей не режут на куски своих родственников, литература наполнена садизмом и прочими отклонениями.

Даже у Довлатова герои слегка больны. У него хватило разума не делать из них монстров, каких-нибудь "Пила-3", режущих на куски. Они культурно и почти интеллигентно страдают, точнее даже уменьшительное "пострадывают" от легкого, но хронического несовершенства свой натуры, как несовершенства натуры человека в целом. Все нормально. Это и должно быть предметом литературы. Интеллигентная литература интеллигентна и в своих манерах.

Только на несовершенствах можно и понять что-то в жизни. Устраивая из несовершенства непрекращаемый карнавал, праздник "жизни" в кавычках, вплоть до фиесты уродов, литератор опускает реализм до того уровня при котором читатель имеет возможность оглянуться по сторонам и окинуть картину в целом. Словно отхлынувший мировой океан мировых сует обнажает морское дно и позволяет вдохнуть воздуха в легкие и увидеть какая жизнь была в его мутных водах. Или словно кто-то вытащил затычку из мировой ванны, чтобы спустить грязную воду. Мощный литературный прием. Толькое не надо делать выводы из литературных приемов. Если быть последовательным и воспринимать жизнь такой как есть, так литературные приемы тоже надо воспринимать как есть, а не какую-то новую правду о человека, которого мы не знали... Так же и героев Достоевского нужно воспринимать лишь как актеров. очень талантливых, но все таки актеров... И т.д...

Date: 2009-02-24 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] geo-photo.livejournal.com
Хорошо говорите. Просто и внятно. Я это без иронии пишу.

Date: 2009-02-24 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] simonat.livejournal.com
А вот, кстати, о приёмах... Не литературных, правда, кинематографических, но в тему. "Три истории" Киры Муратовой. Несколько дней не отпускало тягостное состояние души оттого, что вытащили затычку из подсознания и спустили всю его грязную воду на кого Бог пошлёт. И ведь что неизбежно надо признать, подсознание это - не отдельно моё, и не адресно чьё-то. Все герои - это ожившие образы, архетипы коллективного нашего, общечеловеческого, бессознательного, которое очень зло и жестоко, даже у ребёнка.
Хорошая мысль, что только на несовершенствах и можно что-то понять в жизни. А тут - о несовершенстве наших душ... "Послемыслие" моё от фильма было: зачем это? ну, зачем, да ещё с такой безысходностью?...
Видимо - чтобы понять что-то в устройстве и движении души...

Date: 2009-02-24 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] febb.livejournal.com
Душа с телом расстается только у мертвого.
Да и то факт не научный :)

Date: 2009-02-24 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] simonat.livejournal.com
Да я, собственно, не об этом... Впрочем, как и фильм))) Чувствуется, что не смотрели))

Date: 2009-02-24 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] febb.livejournal.com
Смотрел мельком. Не всмотрелся видимо.

Date: 2009-02-24 07:29 pm (UTC)
From: [identity profile] simonat.livejournal.com
Мельком!... Молодец, сильная психика!:))

Date: 2009-02-24 07:54 pm (UTC)
From: [identity profile] febb.livejournal.com
Сенкс :)

Date: 2009-02-24 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] domdur.livejournal.com
\\Даже у Довлатова герои слегка больны\\ смутило немного слово ДАЖЕ. к Довлатову дышу неровно, но нисколько не удивлена, что егогерои больны. будь то по другому, я бы и носа не сунула в его книги. "патологически здоровых" (термин мой) не переношу на дух(

Date: 2009-02-25 12:49 am (UTC)
From: [identity profile] febb.livejournal.com
Ну как уж написал. :) Скажем так: даже у моего любимого Довлатова... :)

Date: 2009-02-25 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] domdur.livejournal.com
а он кстати где похоронен? тама или тута??? про Бродского знаю, а вот про него...

Date: 2009-02-25 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] febb.livejournal.com
В Нью Йорке...

Date: 2009-02-25 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] domdur.livejournal.com
спасип, буду хоть знать...

Date: 2009-02-28 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] truedarksideofu.livejournal.com
есть предположение: для 100% результата на воздействие коллективной души старым приемом в изящной форме.

Date: 2009-02-28 11:32 pm (UTC)
From: [identity profile] truedarksideofu.livejournal.com
Довлатов - мастер простой зарисовки. Бытовой формы, где гуляют взаимодействия людских взаимоотношений. Он подтрунивает над героями, антигероев, - нет в целом. Больны они опять-таки условиями бытовой формы. что-то сродни бытофилии.
Хотя это придуманный термин.
Сценарий "паталогически здоровый" приводит к осознанию себя не вполне здоровым, как двойное наложение бинтов поверх того, в чем Вы одеты.
Применительно, к творчеству Довлатова: как раз у него героям отведено то специальное место, когда им не допускается страдать, проявлять качества здорового человека, а теперь, сходи в ванну и приложи язык к змеевику, и как тебе станет - что-то вроде для того, чтобы проверить: человек ты или нет, и да - если реакция на посев после бутылки пива есть.

Date: 2009-03-01 12:25 am (UTC)
From: [identity profile] febb.livejournal.com
Я честно говоря мало что понял из Ваших коментариев. Извините.

Date: 2009-03-01 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] domdur.livejournal.com
коммент в мемориз!

Date: 2009-03-01 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] simonat.livejournal.com
Ну, тогда уж, наверное, для 100% результата воздействия НА коллективную душу?...

Date: 2009-03-01 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] truedarksideofu.livejournal.com
да, конечно. Это на значке инь-янь или кошечки милуются?

Date: 2009-03-01 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] simonat.livejournal.com
угу)))

Date: 2009-03-01 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] febb.livejournal.com
Я согласен, что на фоне Довлатовских героев чувствуешь себя здоровее и мудрее даже. Успешнее. Может быть это банальный прием, как задеть читателя. Кстати это укладывается в тут сверхзадачу, в которой он и сам признавался: ему очень хотелось выдавить из читателя слезу.
Больны они конечно весьма умеренно. Я и говорю, что это чувство меры кажется у довлатова и было цементом литературного вкуса вообще...

Date: 2009-03-01 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] febb.livejournal.com
Да, чего-то очень умные стали приходить в журнал :)

Date: 2009-03-01 07:26 pm (UTC)

Profile

febb: (Default)
febb

March 2022

S M T W T F S
  1 2 345
6 7 89 101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 10th, 2026 08:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios